Дело № А14-16997/2018
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж Дело № А14-16997/2018
«26» декабря 2018 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Козлова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Охотиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Ворк» (ОГРН 1153668019735,
ИНН 3661080931), г. Воронеж,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300), г. Воронеж,
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Данилова С.В., доверенность от 13.03.2017,
от ответчика – Главко Е.А., доверенность от 09.01.2018 № 01-12/15,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Ворк» (далее – заявитель, ООО
«Ворк») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным
решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в г. Воронеже (далее – ответчик, Пенсионный фонд, УПФР в г. Воронеже
Воронежской области) от 14 мая 2018 года № 046S19180006548 в виде штрафа в
размере 20 500 рублей или признании указанного решения недействительным, снизив
размер штрафа.
2
Определением от 11 октября 2018 года по ходатайству заявителя
приостановлено действие оспариваемого решения.
19 декабря 2018 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 26 декабря
2018 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное
требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик против удовлетворения заявления возражал по основаниям,
изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, ООО «Ворк» зарегистрировано в качестве
страхователя в УПФР в г. Воронеже Воронежской области. Ответчиком была
проведена проверка соблюдения заявителем требований действующего
законодательства, по результатам которой составлен акт от 29.03.2018
№ 046S18180004781 о выявлении правонарушения в сфере законодательства
Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования. Названным актом установлено, что заявитель
представил сведения по форме СЗВ-М за март 2017 года на 41 застрахованное лицо
15.02.2018, то есть с нарушением установленного законодательством срока на один
день (срок представления указанных сведений – 17.04.2017). По результатам
рассмотрения материалов проверки 14 мая 2018 года ответчиком принято решение №
046S19180006548, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи
17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в
виде взыскания штрафа в размере 20 500 рублей. Полагая, что названное решение не
соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере
предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с
настоящим заявлением. При этом заявитель ссылается на совершение правонарушения
впервые, отсутствие умысла в совершении правонарушения, отсутствие какого-либо
ущерба и задолженности по уплате страховых взносов, а также отягчающих
обстоятельств.
Ответчик, возражая против заявления, ссылается на представление сведений с
нарушением установленного срока.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы
организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах,
3
на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об
обязательном пенсионном страховании.
Согласно статье 5 Федерального закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим
индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного
страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с
пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в
органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения
об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а
сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету
кадров. Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях
увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и
социальных пенсий» с 1 апреля 2016 года вводится для страхователей новая форма
отчетности в ПФР. Отчетность представляется по форме СЗВ-М, утвержденной
постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ
страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным
периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице
(включая лиц, которые заключили договора гражданско-правового характера, на
вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской
Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя, отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно абзацу 2 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, страхователи, уклоняющиеся от
представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в
полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление
страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или)
недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего
Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500
рублей в отношении каждого застрахованного лица. Изложенное свидетельствует, что
Пенсионный фонд правомерно привлек заявителя к ответственности, предусмотренной
4
частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ. При этом нарушений процедуры
принятия оспариваемого решения судом не установлено.
Вместе с тем, суд учитывает, что при проверке обоснованности оспариваемого
решения оценке подлежит также правомерность применения финансовых санкций с
учетом всех подлежащих выяснению обстоятельств, в том числе смягчающих
ответственность страхователя.
С учетом того, что положениями Федерального закона № 27-ФЗ (в том числе с
учетом вступивших в силу с 01.01.2017 дополнений, внесенных Федеральным законом
от 03.07.2016 № 250-ФЗ) не урегулированы вопросы, касающиеся обстоятельств,
влияющих на размер подлежащих применению финансовых санкций, суд считает, что
при вынесении Пенсионным фондом оспариваемого решения необходимо было
руководствоваться соответствующими нормами налогового законодательства. Так,
статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 01.01.2017)
установлено, что Федеральный закон № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном
пенсионном страховании. Одновременно данной нормой предусмотрено, что
правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное
пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой,
регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этой
связи, учитывая необходимость единообразного применения правовых норм,
регламентирующих правила применения ответственности за нарушение положений
законодательства Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного
страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования, при
привлечении к ответственности, предусмотренной Федеральным законом № 27-ФЗ,
подлежат применению соответствующие положения Налогового кодекса РФ, в
частности, регламентирующие порядок учета обстоятельств, смягчающих
ответственность, влияющие на размер соответствующих финансовых санкций. На
основании изложенного суд находит, что приведенные в отзыве доводы относительно
отсутствия у органа Пенсионного фонда правовых оснований для выявления и учета
обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя за непредставление в
установленный срок ежемесячной формы СЗВ-М, не могут быть приняты судом во
внимание, поскольку при принятии соответствующего решения о привлечении к
ответственности, предусмотренной Федеральным законом № 27-ФЗ, после 01.01.2017
5
из статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ вытекает необходимость применения к
рассматриваемым правоотношениям норм Налогового кодекса Российской Федерации,
содержащих соответствующие положения.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что в пункте 4.3 Постановления
Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П также указано на то, что налоговые
отношения схожи по правовой природе с отношениями по уплате страховых взносов на
обязательное социальное страхование, в силу чего закрепленные в налоговом
законодательстве правила, позволяющие учитывать смягчающие ответственность за
совершение налогового правонарушения обстоятельства, отвечают общим требованиям
применения дифференцированных по размеру штрафов в зависимости от характера
совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины
правонарушителя, его имущественного положения и иных имеющих существенное
значение обстоятельств. Следовательно, как орган Пенсионного фонда при принятии
решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об
индивидуальном (персонифицированном) учете, так и суд при проверке законности и
обоснованности решения органа Пенсионного фонда обязаны исследовать и оценить
наряду с обстоятельствами совершенного правонарушения степень вины нарушителя, а
также наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Правомочия суда применительно к признанию того или иного обстоятельства
смягчающим ответственность нарушителя и определению конкретных пределов
снижения финансовых санкций по рассматриваемому делу, в том числе по спору об
оспаривании решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, установлены
статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В пункте 1
статьи 112 НК РФ приведен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за
совершение налогового правонарушения, который не является исчерпывающим.
На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного
смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению
не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей
статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что пунктом 3 статьи
114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд
по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера
совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность
обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе
уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
При этом судом учтено, что принцип уменьшения размера штрафных санкций в
6
случае установления обстоятельств, смягчающих ответственность правонарушителя,
обусловлен возможностью достижения цели применения наказания за совершение
конкретного правонарушения взысканием штрафа, сниженного до соответствующих
пределов.
В данном случае в качестве таких обстоятельств суд учитывает
незначительность пропуска установленного законом срока представления сведений в
орган Пенсионного фонда, неумышленный характер совершенного правонарушения,
отсутствие существенного ущерба (вреда), причиненного государственным или
общественным интересам. Учитывая изложенное и исходя из принципов
справедливости и соразмерности при назначении наказания, необходимости
дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и
характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных
существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении
взыскания (с учетом подхода Конституционного Суда РФ, изложенного в
постановлении от 19.01.2016 № 2-П), суд считает возможным снизить размер
взыскиваемых с заявителя финансовых санкций за нарушение, выразившееся в
несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах за март 2017 года,
до 3000 рублей. Таким образом, оспариваемое решение следует признать
недействительным в части взыскания 17 000 рублей штрафа, в остальной части в
удовлетворении заявления следует отказать.
В силу части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд
решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене
обеспечения иска. Согласно частям 4 и 5 статьи 96 АПК РФ, в случае удовлетворения
иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения
судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу; в случае отказа в
удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в
законную силу соответствующего судебного акта.
Как было сказано выше, определением от 11 октября 2018 года судом по
ходатайству заявителя принята обеспечительная мера в виде приостановления действия
оспариваемого решения. Учитывая результат рассмотрения дела, суд находит
принятую ранее меру подлежащей отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами,
участвующими в деле, относятся на сторон пропорционально удовлетворенным
требованиям. При подаче заявления заявителем по платежному поручению от
21.08.2018 № 762 перечислены в федеральный бюджет 3000 рублей государственной
7
пошлины. Учитывая результат рассмотрения дела и неимущественный характер спора,
судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу
Российской Федерации решение Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже от 14 мая 2018 года
№ 046S19180006548 в части взыскания 17 500 рублей штрафа.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в г. Воронеже устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Ворк».
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Обеспечительную меру, принятую определением от 11 октября 2018 года,
отменить после вступления решения в законную силу.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728,
ИНН 3666145300) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ворк»
(ОГРН 1153668019735, ИНН 3661080931) 3000 рублей расходов по уплате
государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный
апелляционный суд в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд
Воронежской области.
Судья В.А. Козлов